Корзина

Дизайнер одежды Гоша Орехов

26-10-2013 | Interview

Погрузившись в собственный эгоцентризм, подавляющее большинство людей забывают о цикличности исторических процессов, тем самым, неправильно трактуя свое место в современных реалиях. На одно уникальное открытие приходится много миллионов неудачных реплик опыта людей в прошлом и всего лишь несколько десятков качественных продолжений тех или иных идей. Говоря простым языком в современном мире все меньше и меньше можно встретить что-то оригинальное по своей сути, но при этом возможности переосмысления прежних идей более чем широки. Создавая предметы одежды мы в полной мере отдаем себе отчет, что мы не первые и не последние в такого рода начинаниях. Наша мотивация и точка зрения во многом спровоцирована людьми которые, в силу  ранней эстетической подкованности, формировали и реализовывали свои дизайн-идеи в Петербурге задолго до нас. Гоша Орехов является одним из таких людей, чей многолетний опыт в создании одежды, а также вовлеченность в культурную жизнь города, позволяет ему на протяжении более чем декады заниматься тем делом, которое выбрал он, а не выбрали за него обстоятельства или житейские коллизии.

Нужно отметить, что продвигаться по пути собственного страха или иными словами выбирать путь наибольшего сопротивления, по умолчанию не может быть легко. Любой человек, желавший облачить свое увлечение или страсть в законные рамки, того или иного бизнес предприятия, сталкивался с эксклюзивно-Российскими препятствиями  социального и бюрократического характера. В таких условиях очень легко быстро сдать позиции или пойти на поводу у диктата масс-маркета, охватывающего незримо все более и более широкие сферы человеческой жизнедеятельности. Ценен тот человек, который не потерял себя на этом пути, изменившись со временем, он все же пронес через толчею событий свою личность и свой уникальный подход. Таким человеком можно без купюр считать Гошу Орехова. В конце девяностых — начале двухтысячных годов он создавал уникальные в своей простоте, но эстетически обусловленные предметы одежды  и по сути, наряду с буквально единицами коллег — конкурентов, искренне пытался привить или хотя бы продемонстрировать молодым людям того времени новый образ и ощущение себя. Чтобы преподнести Вам информацию не искаженную временем и людьми, так сказать из первоисточника, мы встретились с Гошей в его мастерской на заводе Красный треугольник, где создается и разрабатывается большинство его проектов. Он поделился с нами своими умозаключениями в более чем широком спектре вопросов, от объективных до сугубо индивидуальных взглядов на проблемы. Мы крайне благодарны Гоше за уделенное нам время и за его непримиримый уникальный подход к любым начинаниям. Наш диалог мы традиционно  скомпоновали в пять объемных вопросов, для максимальных концентрации смысла и сатисфакции при чтении.

 

Здравствуй, хотелось бы начать с твоего виденья ретроспективы вопроса. А вопрос простой: насколько и как на твой взгляд изменилась ситуация, хотя бы в плане общего подхода, в разработке и создании дизайна одежды у независимых Петербургских брендов? Насколько сильна местная эстетика и существует ли она вообще? Как ты оцениваешь плодотворность пути пройденного тобой на этом поприще и стал бы он легче или продуктивнее беря начало в реалиях настоящего времени?

С такими серьезными вопросами хочется несерьезных ответов, дабы пафосок сбить:) А вопрос-то: «... насколько и как на твой взгляд изменилась ситуация, хотя бы в плане общего подхода, в разработке и создании дизайна одежды у независимых Петербургских брендов ?»  и не простой.
Ситуация изменилась кардинально. Тут, наверное, стоит проставить тэгами такие слова как «плановая экономика»,  «государственные монополии», «стандарты лекал образца семдесятьхрензнаеткакогогода». Это все ушло и, естественно, рынок продавил всю эту старую легкую промышленность. Появилось куча «игроков». Хочешь дешево - идешь на развал. Там и кустарное есть, и китайское (куда же без него), и чего-нибудь из ближнезарубежного легпрома. Гипермаркеты обзавелись своими брендами, ритейлят тот же недорогой рынок. И это свой сегмент. Народ побохаче имеет возможность затовариваться в бутиках. И это только офф-лайн. Про ибей, асос, да уже и про кучу наших интернет ресурсов говорить не приходиться. В этом смысле молодежка не оторвана от всего этого, только в ней все-таки важен тот, кто двигает идею. Кстати, мне кажется, поэтому в этой теме мало людей из Тряпки [Санкт-Петербургский Государственный Институт Технологии и Дизайна]. Видимо, натаскивая там народ на андемюльмайстер, александрмакквин или джиммичу, забывают, что и эти люди подпитывались улицей. Целый институт выпускает что-то там с претензией. Но, с другой стороны, сегодняшние уличные перцы откровенно кажуалят, поэтому сейчас это не так интересно. В смысле, берещь бланковую бобочку лакоста, приходишь к производителю, говоришь мне так же, но вместо венка тазик вышейте, черепашку или, например, кристалл. И только чтобы маленькое, а не то братья по хардкору не поймут. И да ,еше я веганю не пришивайте вот это кожаное. Есть такой подход.
Когда у нас это начиналось выбор одежды, в принципе, был не велик. Плюс поправка на то, что еще не утих гранж, хардкор был более цветным, вся тема досочная на волне была и этим увлекались люди и взрослые и подростки. Тогда можно было сделать что-то трендовое, но отойти в сторону легко. Сейчас, если ты хочешь что-то делать нужно все время следить за модами. Оригинальность теряется. И оригинальное только в виде различных манифестов на футболке с очередной банальностью на английском. Ну, иногда на русском.
В этом смысле из тех, кто не сдал бастионов, котирую Алексея Кракатау. Есть стиль и есть развитие. И он идейный. Но ключевое вы сами спросили. Есть ли общее? Как и в музыке нет единого пространства, то есть те же коллаборации - это чисто добровольные истории. Все пока что формируется. Местная эстетика? Нет, думаю ее нет. Единственное стоит отметить, что у нас в виду близости к скандинавам меньше золота и висюлек. Но сейчас финска-норска-свенска тоже в тренде.
Сразу замечу, что в сегодняшних реалиях, в данный момент то есть, безусловно мне было бы проще. Но любой опыт тем и ценен, что ты сам его переживаешь. А плодотворность оцениваю на троечку.



Возвращаясь к эстетическим основам современной одежды, видишь ли ты специфический Российский путь,  если угодно специфический Российский подход в дизайне и производстве ? Не является ли на твой взгляд всплеск новой волны русских брендов всего лишь фантомной попыткой угнаться за давно ушедшим поездом европейской актуальной культуры? Существует ли в Петербурге или в  России, не только в аспекте дизайна, некая целостная эстетическая система, некий образ который мы могли бы назвать своим?

Специфический Российский путь. Энное количество производителей сидят на заднице ровно и ждут, когда тренд дойдет до того, что его можно будет продавать каждому второму на улице. И не факт, что то, что актуально в европах, состоится у нас. Но лапти пока никто не обыграл. Правда, есть пара  московских девиц, они сейчас в Италии окопались, сделали фишку на  аля рус-валеночной теме. Единого подхода нет, все импровизируют. Отличие наше от западного, и это и плюс и минус, что пока мы можем жестко не сегментироваться. Хотя я думаю это уже уходит. Всплеск. Попытка угнаться. Имхо в хипстерской среде переполох со стартапами и личными брендами подутихнет и вот тогда стоит посмотреть. Пока это и правда оглядка на этот самый поезд:) С другой стороны у них поезд уехал, а на станции чипмандей и хершель тусуют.
Тяжеловато мне за весь Петербург говорить. Но все таки, относительно огромной страны, мы большой город и близко к Европе, и хотя уже не школа, а скорее отголоски эстетического воспитания здесь есть.
Лебедев в блогах направо и налево кроет пятиэтажным отечественным ямбом наш дизайн. И хотя его история тоже среднестатистическая европейская, но все таки он прав. Ржд переделали лого убого. У всех этих логотипов аэрофлота, напитка саяны, сгущенки той же оформление было на уровне. Как то: избавляясь от кондовости нашей не стоит традиции рушить.



Ты прошел путь от имеющего свой широкий контингент покупателей бренда одежды  Emerjeanzy до своего производства утилитарных сумок и аксессуаров, носящих уже имя своего создателя — GO bags. Под каким девизом прошла такая трансформация, это  изменение в формате продукции было связанно с технологическими проблемами производства  широкой линейки товаров, или смена курса была обусловлена желанием приложить максимальные усилия к созданию узконаправленных вещей при этом с большим вниманием к функциональным особенностям конкретных предметов?

Девиза нет. Emerjeanzy в полузамороженном состоянии, мы делали его вдвоем с Максимом Сажиным. По ряду причин мы разошлись, и собственно не в последнюю очередь поэтому это затихло.
Обусловлено это еще и тем, что захотелось упереться во что-то одно. Слишком много разбрасываться стал.
Я начал делать мессенджеры GO именно потому, что это было технически интересно!Решения какие-то найти, материалы. И потом Симачеву можно подписывать свои вещи, а мне почему нельзя? Хотя я типа уличный дизайнер. А, в принципе, распинаться по поводу одежды, вот здесь такой шов, а тут мы так укрепили - не интересно. Вещи сами за себя скажут. Типа: «Смотрите на моем сайтееее!».



Мы знаем, что ты имел непосредственное отношение к музыке, порвалась ли эта связь или осталась в твоей жизни в какой-либо иной форме? Замечаешь ли ты воздействие определенных явлений искусства напрямую на твою деятельность, как в аспектах прикладного вдохновения так и в общем эстетика-культурном ключе? Какие представители искусства современного Петербурга тебе близки или ценны на личностном уровне?

Ого! Имел отношение) Вспоминается отрывок из «Школы стюардесс», где воспитанные родители девицы, сидя за столом говорят байкеру: «Мы знаем, что вы имеете на нашу дочь некоторое влияние…». Байкер хрясь по столу кулаком: «Пива!», и чика с места пулей вылетает за пивом.
Музыкой надо жить. Это то самое Дао. Но о рок-н-ролле в государстве Российском песня отдельная. Или ты прешь и ты Саша Васильев или Дима Порубов, или ты конформистски соглашаешься с происходящим  и тогда ты  как Рогожин относительно Аукцыона в восемьдесят седьмом в шоубиз лезешь. Или как выбрали молодые, которые понимают, что у семейки АБП кусочек пирога не отжать и, поэтому они в плагах, с бородами, узиках и от безисходно странной перспективы, инди на английском. Или ты получаешь нормальное образование, вешаешь инструмент на гвоздь и начинаешь, как сказал наш драммер БЦ,: «жить нормальной жизнью» изредка тоскливо поглядывая на стену.
Есть еще вариант - с толпой любителей пыжиться годами и тусовать, пить пиво и гордо расхаживать с гитарой в косухе из кожзама, выжать из всего этого три безрадостные песни и играть по загаженнным клубам, но это уже не про музыку.
В смысле, профессиональной музыку здесь делают только сами музыканты.
У Англии нефти с алмазами мало, доход от шоубизнеса реален - вот тебе арктикманкиз и вот тебе клаксонс, в конце концов вот тебе битлз. А уж парня типа заппы или паттона тут, в России, никакие айзеншпицы не взгрели бы. Для этого кто-то толковый, типа Андрея Самсонова должен созреть, свои амбиции удовлетворить, увидеть пару тройку талантливых местных, спродюссировать… в общем путь долгий и, скорее всего, не нужный.
У хорошего музыканта национальность - музыкант, да возраст и пол пожалуй тоже - музыкант. В смысле, если другой музыкант хороший и он вдруг, на беду, тетка в возрасте или молодой басурман какой, то для тебя это не проблема. Для тебя это просто другой хороший музыкант! Ты думаешь, вот бы с ним/с ней сыграть/спеть.Или просто пропиарешся от них. Соответственно, такое бытие определяет сознание.
Ургант младший близок, хоть я его и не знаю. Самоирония вообще нравится мне. Курехин. Но это уже не очень современный. У них хорошая туса была, Бугаев тот же. Но если реально, как-то друзья и друзья моих друзей мне близки. Они формируют пространство вокруг себя, они для меня и есть представители современного Петербурга.



В каком-то смысле тебя можно назвать патриотом нашего города, но не смотря на это ты путешествуешь при любой подходящей возможности. Что  побуждает тебя садиться в самолет и временно перемещаться в конкретные и более чем специфические по своей  культуре места и страны? На твой взгляд это исключительно расширение культурного и социального кругозора или поиск особенных и новых для тебя эстетических систем и погружение в менталитет народов, кардинально отличающихся от господствующего на родине? Это сознательный поиск новых горизонтов или релаксация путем погружения себя в абсолютно иную жизненную среду?

Если такое существует, то я умеренный патриот. Но сам город ЭсПэбэ очень люблю. И возвращаться сюда люблю. Умеренный, хотя бы потому, что меня перестала трогать синебелоголубая история. И тут много чего огорчать стало. Московское время, например. Теперь оно здесь в двух видах. В-первом самом очевидном - это то, что все-таки часовой пояс наш на час вперед должен быть. Световой день смещен. И во-втором, московском времени в виде убыстрившийся динамики, беготни этой торговой. Хабалочек перегидрольных этих с тойтерьерчиками.
Побуждает не что, а кто. Это Сашка, с ее подачи летим, едем.  Погружаемся в менталитет народов. Поиск сознательно-бессознательный получается. Перекроенная Лана Вачовски на пару с братцем и Тыквером сняли кино в завитушках «Небесный атлас». Кинцо так себе, на раз. Но там есть хорошая фраза, сказанная черным слугой: «Я слишком плохой раб, я много где плавал и много чего видел!» Поездки грамотные вот это рабское вытравливают, причесы эти правительственные на тему враги кругом. Приезжаешь к арабам, а там ничего так себе арабы, нормальные. Или америкосы. Или китайцы в Сингапуре. Или кабардинцы на Эльбрусе. Менталитет у всех разный, одни горячатся, другие тормозят, третьи чересчур рациональны, но там же и ответят, и покажут, и помогут. Начинаешь и своих со стороны оценивать, тоже видишь плюсы-минусы. Где-то так.
Слово «релаксация» для меня это такой дядька пышнотелый на тюленячем отдыхе в анапе.
А я ходить люблю.

 

Мы благодарим Гошу Орехова за конструктивные и насыщенные ответы, а также за время уделенное нам для диалога и фотосъемки.

Персональная фотосессия была исполнена Иваном Архипкиным на фотоаппарат Hasselblad 503cx. 

Копирование и цитирование содержания статей, наряду с публикацией приложенных фотографий, разрешается только при получении письменно согласия от руководства Hope for Freedom.