Корзина

Интервью: художник Максим Ima

14-06-2013 | Interview

Искусство, и потребность его создавать, на наш взгляд, является одним из главных и, более того, обязательных аспектов жизни человека разумного. Осознавая важность качественной и уникальной информации, доступной для всех страждущих, мы провели день в компании небезызвестного петербургского художника Максима Ima, в выставочном зале «Протвор» в самом центре Петербурга. Результатом совместной деятельности стало персональное, лишенное всякой рафинированности, абсолютно субъективное, но честное интервью с  художником,  специальный фотосет, над которым работал не менее талантливый Иван Архипкин, а также графическая работа Максима, которую он рисовал  для нас в процессе общения. 

Если говорить о глубинной подоплеке  и концепции интервью, мы совершенно сознательно решили отказаться от ожидаемых вопросов-клише, вопросов которые, по сути, являются риторическими, а ответом на них чаще всего становится стандартная речевая конструкция: меня вдохновляет каждый аспект жизни, смерти, сознания и т.п. Чтобы хотя бы попробовать погрузиться в мыслительную систему и эстетическую специфику Максима как художника,  создателя новых форм, нужно тревожить совершенно другие, подчас скрытые пласты личности.  Мы задали ему пять, на наш взгляд, сложных, объемных, требующих глубокого самоанализа вопросов. Максим ответил на них в присущей ему, но от этого не менее ценной форме потока сознания, и эти ответы, с минимальной необходимой корректурой, мы представляем Вашему вниманию.  Целью интервью не является реклама или меркантильный бартер с  художником. Целью было и остается показать Вам наличие в нашем городе абсолютно самодостаточных, ярких представителей современного искусства,  которые абсолютно не зависят от конъюнктуры рынка, общественного  или персонального мнения. Максим и его творчество не обязано Вам нравиться, но также абсолютно достоверно и то, что не в этом задача искусства. Задача искусства - развивать и расширять сознание; в данном контексте Максим - один из немногих людей, которому есть что сказать.

 

Здравствуй Максим, чтобы не сотрясать воздух пустыми фразами, сразу начнем с важного. Нам хотелось бы получить представление о том, как ты сам видишь себя в рамках своей деятельности, творчества, жизни. Кем ты являешь, по собственному мнению: создателем нового, тонким наблюдателем, или кем то иным? Являются ли твои работы продуктом исключительности твоего сознания или реакцией на окружающие структуры? Главной ценностью твоего ответа будет, естественно, глубоко  личностная информация без купюр, которую, несмотря на её содержание, мы не собираемся редактировать.

Привет. Я не считаю себя художником. На мой взгляд, любой человек умеет рисовать, просто у кого-то есть в этом необходимость, а у кого-то нет. Я никогда не знаю, что в данный момент создаю, могу начать одно, а закончить абсолютно другим. У сюрреалистов это называлось "автоматикой письма". В связи с этим, практически не занимаюсь работами на заказ. Я просто не в состоянии рисовать то, что от меня требуют или навязывают. Это касается создания рисунка, графики, живописи или остального искусства. Но в своем проекте «АртДиалог» я всегда заранее знаю, что хочу нарисовать, продумывая идею до мелких деталей. Здесь и проявляется разделение: живопись для меня это - "исключительность моего сознания", а уличное искусство - "реакция на окружающие структуры". Для кого-то "АртДиалог " это больший художник, чем отдельно «Максим Има». Концептуальность...



Расскажи, пожалуйста, о своих личных предпочтениях в визуальном искусстве, особенно важна ретроспектива твоего интереса к тем или иным художникам, жанрам, явлениям.  Если какие-либо предпочтения менялись со временем, то, что служило причиной таких изменений, остались ли для тебя какие-либо незыблемые творческие константы, которые проходят с тобой через года, а также насколько творчество других людей вдохновляет тебя, сильно ли влияние извне?

Я рисую граффити уже 8 лет. С самого начала мои друзья говорили, что я делаю какую-то непонятную х..ню. Часто эти работы на стенах и поездах выглядели, как фон для тех, кто рисовал рядом, но меня это особо никогда не смущало, даже забавляло. На втором курсе института я впервые объемно познакомился с творчеством таких Великих Художников, как Сальвадор Дали и Фрэнсис Бэкон. Это послужило стартом к тому, чтобы попробовать писать на холстах, и первую я картину нарисовал в 2007 году. Путешествуя по Европе, постоянно покупаю книги и каталоги о различных художниках. Я вообще больше люблю классические виды искусства, нежели все эти «перфомансы», «инсталляции» и «арт объекты». В подобных жанрах тоже бывают интересные моменты, но мне это чуждо. Возможно, пока чуждо. Современные художники меня не вдохновляют вовсе, они скорее раздражают, в хорошем смысле этого слова (если такое, конечно, возможно). К творчеству меня подталкивает бездарность и бездумность других. Не хочу, чтобы это прозвучало пафосно, но факт остается фактом. Быть лучше, нас заставляет то плохое, что мы видим вокруг. И это прекрасный стимул!



Как мы знаем, ты работаешь в разных жанрах и техниках, хотелось бы узнать о причинах конкретного выбора манеры исполнения того, что ты пишешь. Происходила ли какая-то временная миграция из стиля в стиль, или для тебя важна многополярность и возможность работать в любой манере? Возможно, для тебя не является настолько значимым метод, поскольку максимально важен конечный результат?

Творчество это эксперимент. Пробовать разные жанры и техники просто необходимо. Пастель, акварель, масло, уголь. Я использовал многие материалы и инструменты для создания своих работ, но все же, в процессе творчества, к данному моменту, свел их до минимума. Темпера позволяет мне рисовать быстро и не ждать высыхания (быстрота в рисунке - привычка граффитчика) и дает делать из одного цвета - семь, лишь посредством использования воды. Линеры я использую для графики и для более подробной детализации в своих работах. Ну и, конечно же - спрэй, посредством которого можно сделать очень многое. Для меня всегда важен результат, поэтому я не снимаю на видео процесс создания, меня бы это смущало и мешало проникать в свой рисунок до конца. В конечном итоге можно рисовать и каловыми массами, главное чтобы результат был красивым и интересным. Это уже к теме перфоманса.



Мы, как и ценители твоего творчества, не могли не обратить внимание на некий свойственный тебе символизм, пронизывающий фактически все твое творчество. Тонкая красная нить, лейтмотив, если угодно. Крайне важно, а самое главное полезно, для нас как зрителей, понять суть и тематические причины выбора именно таких символов.  Не менее интересно было бы услышать твое личное мнение о методе восприятия твоих работ, который ты сам считаешь наиболее продуктивным.  Очевидно, что это грубый, некорректный и, в какой-то степени, максимально раздражающий вопрос, который только можно задать личности о его творчестве. Тем не менее, нам кажется,  что будучи человеком сознательным, ты, как никто другой, можешь объяснить или хотя бы подтолкнуть зрителя к возможным или даже необходимым способам декодирования твоих работ.

Символизм правда присутствует в работах, и меня радует, что зритель это замечает. Большинство моих персонажей имеет закрытые глаза - мы все устаем, работа, учеба, хозяйство, встречи, общение, интернет. Все это дико изматывает. Создавая рисунок - я отдыхаю, и даю персонажу остаться на плоскости в этом томном настроении, в полудреме, в беззаботности, которой нам иногда так не хватает. Так же, я часто использую цифру 87 (которая является годом моего рождения), когда чувствую, что происходящее на рисунке как-то связано с моей жизнью, когда создается некий сюжетно-абстрактный автопортрет. Иногда какие-то знаки следуют от работы к работе и расшифровать их до конца не в состоянии даже автор. Зрителю я советую всматриваться в работу и обращать внимание на мелочи. Это касается работ любого художника. Бывает, что именно наблюдатель говорит мне о том, что я хотел передать, помогая мне сформулировать мысль до конца. Эта та обратная связь, которая просто необходима в искусстве, без этого оно теряет смысл.



Под конец мы оставили, наверное, самый личный и комплексный вопрос - расскажи, пожалуйста, об источнике потребности к созданию искусства, основной мотивации, мощнейшем стимуле, силе,  движущей все твои начинания. Мы были бы крайне признательны услышать твой личный анализ причин, по которым ты начал создавать предметы искусства изначально, когда и как ты осознал  необходимость, жажду к процессу , и что для тебя является большей ценность - сама деятельность или все-таки её финальный результат. 

Мне катастрофически не хватает времени на творчество. Каждый рисунок или выставка происходит в формате экстренного выброса мыслей на поверхность. Порой мне кажется, что если бы я был свободен и все время посвящал бы рисованию, оно мне либо надоело, либо я бы перешел в формат производственного коммерческого искусства. Мне это не нужно, я привык жить и творить в этом безумном ритме. Творческий выброс - это рефлекс на окружающие события, по-другому и быть не может. Мой товарищ, стрит-арт художник, как-то сравнил себя с коровой, которую не подоили: ломает, хочешь рисовать. Нарисовал - отпустило. Это как чувство голода, сексуальное желание, его нужно удовлетворить. Когда я начинал рисовать, у меня еще не было интернета, поэтому на тот момент граффити и рисование в мастерской - это было всегда общение. Иногда это диалог без слов, передача смысла знаками. Чтоб показать свои мысли и переживания кто-то пишет музыку, кто-то фотографирует, я начинаю рисовать. Все мы реагируем по-разному на те или иные события. Главное реагировать, а не оставаться наблюдателем.



Работы Максима всегда доступны на популярных порталах - FlickrInstagramTumblr. Мы благодарим художника за уделенное нам время, глубину и искренность ответов.

Копирование и цитирование содержания статей, наряду с публикацией приложенных фотографий, разрешается только при получении письменно согласия от руководства Hope for Freedom.